ПЯТЬ СКАЗОК
Удивительный Телевизор, сказка, но не очень...
Вы имеете полное право спросить: как телевизор может быть удивительным? Чем он может удивить кроме того, на что способен технически и чему уже никто не удивляется? Да, оказывается, может – и телезрителей удивлять сверх меры, и сам удивляться. А произошло вот что. Шестилетнему мальчику Митеньке купили телевизор и поставили в его комнату. Митенька был очень доволен, а больше всего родители. Теперь папа с мамой могли смотреть одни программы по старому телевизору, а мальчик – другие, и не мешать друг другу. Родители и предположить не могли, что купленный ими телевизор заставит удивляться всю семью.
Новенький телевизор был изготовлен фирмой «Aiwa», и таких телевизоров – тысячи и тысячи. Таких? Таких, но не совсем, и вот почему… Поверите вы или нет, но случилось так, что пришлось этому телевизору простоять целую ночь на заводском конвейере, дожидаясь, пока его уложат в коробку. «И что же здесь особенного?» – спросите вы. Да ничего, не считая одного: мастер-сборщик увлекался познавательными журналами и книгами, перечитал их множество, а читать не надоедало, и чем больше узнавал нового, тем интереснее ему было жить на свете. Тогда он как раз читал «Энциклопедию мудрости веков» – и на работе тоже, когда выпадало свободное время.
В тот вечер, перед самым уходом домой, он нечаянно положил «Энциклопедию…» на телевизор сверху, чтобы взять с собой, а сам отошёл, да и забыл. Так книга и пролежала на телевизоре до самого утра. Телевизор был умненьким (самая новейшая модель!) и пока не загруженный никакой информацией. Вот и стал читать книгу – ого, как интересно!
Прочитал до половины и крепко задумался: «Если у людей есть книги, зачем им нужны телевизоры?» Дочитал книгу до конца как раз к рассвету; утром его упаковали и увезли на склад, потом, в магазин, а там…
Митя сразу же привык к новому телевизору, стал называл его Айвашкой; научился включать телевизор, нажимать на нужные кнопки, находить интересующие программы. Он брал в руки послушный пульт управления, садился в удобное кресло напротив и говорил:
– Ну-ка, Айвашка, покажи мне «мультяшки»!
Сначала мальчик смотрел мультфильмы, сказки, детское кино, а потом, пользуясь тем, что взрослые были заняты своими делами, переходил на такие программы, которые и взрослым-то смотреть можно только с закрытыми глазами: противно и страшно. Митенька так и делал: зажмуривал глаза и смотрел сквозь узенькие щёлочки – закончилось или нет? А когда уж слишком долго всё это показывали, выбегал из комнаты и прикрывал за собой дверь, изредка посматривал из-за неё, дожидаясь, когда прекратятся ужасающие сцены. Затем возвращался в комнату и снова подсаживался к телевизору. Родители привыкли не обращать на это внимания, списывая на «чудачества» сына, но вряд ли догадывались о том, что сами-то смотрели то же, что и он.
Наверное, ещё долго продолжалась бы такая чехарда, если бы… в комнате у Митеньки оказался другой телевизор. Но Айвашка, выдавая стандартные программы и наблюдая за реакцией ребёнка, догадался, что к чему, и удивился: «Как же так? Если детей воспитывать этаким образом и утверждать такой порядок вещей, то чего же можно ожидать от них в будущем?» Что до других детей, Айвашка не знал, но принял твёрдое решение: демонстрировать это безобразие Митеньке нельзя! Но что прикажете делать, когда антенны ничего другого не «ловят»?
– Для начала не худо бы узнать, что там другие телевизоры показывают! – подумал Айвашка. Он дождался, когда все разошлись, и заглянул в большую комнату, к Митиным родителям. Включил старый телевизор, «пробежался» по всем программам и тут же выключил.
– Так я и знал… – вздохнул он, но решил не отчаиваться заранее, а сходить… в соседнюю квартиру: что у них? У соседей оказалось и того хуже, то есть ещё более мерзко. Их недавно подключили к Евро-антенне, и Европа не стеснялась, предлагая вольные программы наперебой.
Айвашка никому не стал задавать глупых вопросов, а решил поговорить с самым главным, на его взгляд, виновником «перекосов», Директором телевизионного вещания, заседающим в Главном телецентре. Сначала связался по телефону – сказали, что предварительно нужно записаться на приём. Он записался и явился ровно через неделю в назначенный час. Невозмутимый директор не удивился необычному визитёру. Выслушал его историю, возмущения и претензии, а потом сказал:
– Раз такой умный, почему не понимаешь сам? Мы – исполнители, транслируем только те программы и передачи, за которые заплачено. За «гуманное» вещание не заплатил никто.
– И где же выход? – растерялся Айвашка.
– Где? Ты – начитанный и умный, как я понял из твоего досье. Придумай что-нибудь сам. Сообрази, а мы у тебя поучимся!
Айвашка отправился восвояси, а по дороге решился на поступок…
В этот вечер Митенька, как всегда, включил телевизор и принялся шаловливо переключать программы: одна, другая, третья – вот вроде бы что-то новенькое, чего раньше не показывали! Но какое-то оно… Это было нечто совершенно непонятное из взрослой жизни, что-то скандальное и отвратительное. В этот момент телевизор словно вздрогнул, экран внезапно погас, и… На тёмном фоне показалась фигура молодого человека, приятного, черноволосого, одетого в строгий светлый костюм. Его глаза смотрели прямо в глаза мальчику.
– Здравствуй, Митя, – произнёс молодой человек. – Ты не бойся меня. А лучше давай познакомимся.
Сначала Митеньке показалось, что он попал на какую-то новую программу. Он стал ждать, что скажут дальше.
– Митя, послушай меня, – продолжал необычный диктор. – Обращаюсь именно к тебе. Ты можешь отвечать мне, я услышу. Не стесняйся, пожалуйста.
– Как это может быть? – тихонько спросил Митя сам себя.
– Вполне может быть, уверяю тебя. Я – твой телевизионный друг, зовут меня Айвашка – это коротко, а полное имя – Айван Айванович, почти Иван Иванович. Для простоты можешь называть меня Иваном Ивановичем.
Митя не знал, что делать: ещё раз переключить программы, позвать родителей или просто выключить телевизор. Но Айван Айванович, то есть Иван Иванович мягко остановил его:
– Выслушай меня, пожалуйста. Я давно собирался поговорить с тобой, но ждал случая. Ты не смотри, что я взросло выгляжу; я молод, очень хорошо понимаю тебя, разделяю твои увлечения, знаю, что нужно тебе в твоём возрасте.
– А почему раньше вас не было здесь? – запальчиво спросил Митя.
– Я и раньше был, только не показывался тебе на глаза, следил за тобой с той стороны экрана.
– Да? Так бывает? Ни разу такого не слышал от моих друзей, например! – воскликнул осмелевший Митя.
– Ты и не мог этого слышать. Я располагаю возможностями только этого телевизора. Понимаешь?
– Не очень… – признался Митя и спустился с кресла, присел на коврик, оказавшись почти перед самым экраном. Любопытно, что будет теперь.
– Отодвинься немного подальше, – попросил Иван Иванович, – чтобы было удобнее беседовать.
Митя последовал его совету, сел в кресло и стал смотреть на экран.
– Митенька, так случилось, что у меня с рождения проявились необычные способности, которые помогли усвоить нужные и полезные знания, и ты можешь всегда обращаться ко мне с любыми вопросами и сомнениями, – улыбаясь, объяснял Иван Иванович. – Чем смогу, помогу обязательно.
– Ну, даже папа с мамой не всегда могут ответить на мои вопросы! – Митя с подозрением уставился на Ивана Ивановича. – И зачем мне… вернее, зачем вам это надо?
– Только не выключай меня! – попросил Иван Иванович. – Ты прав, мне это надо. Сразу тебе будет трудно всё понять, но потом поймёшь. Например, ты включаешь телевизор и смотришь какую-нибудь программу, затем – ещё одну; если у тебя нет вопросов… или неприятных ощущений – хорошо, смотри дальше. А если непонятно или…
– А если… будет непонятно и страшно… – неуверенно проговорил Митя.
– Вот именно в таких случаях и нажми кнопку «АА»: она – в нижнем ряду на твоём телевизионном пульте. Видишь её?
– Да… – Митенька быстро нашёл эту кнопочку, которую раньше почему-то не замечал.
– Или… – Иван Иванович смущенно попросил: – Разреши вмешиваться в некоторые передачи, чтобы помочь тебе как можно быстрее.
– А вы умеете, Иван Иванович? Правда? – Митя не ожидал ничего подобного, но решил, что так даже веселее. – Тогда давайте попробуем!
– Давай, – обрадовался Иван Иванович.
Митя нажал кнопку первой программы – показывали занимательный детский спектакль. Мальчик увлёкся и почти забыл о новом знакомом, но, немного погодя, вспомнил и в перерыве спектакля переключил программы – на пробу. На этом канале рассказывали о новостях дня: о собранном урожае, об открытии музыкального клуба, а в конце – криминальная хроника. У Митеньки прямо сердце замерло, когда он увидел на экране… Но тут же изображение исчезло – вместо покорёженного остова взорванного бандитами автобуса и снующих вокруг следователей и журналистов показался… Иван Иванович и сказал, обращаясь к Мите:
– Дорогой мой мальчик! Здесь только что случилась большая беда, и погибли люди. Представляешь, что им пришлось пережить перед смертью и каково их родным? Случилось это потому, что…
Иван Иванович неторопливо рассказывал,
объясняя происшедшее простыми словами,
успокаивая ребёнка.
Очертания катастрофы за спиной Ивана Ивановича уступили место приятному пейзажу.
– Люди на Земле должны жить долго и счастливо, не совершая преступлений, не уничтожая других, сохраняя природу и мир вокруг себя! – уже в самом конце заключил Иван Иванович. – Но поговорим об этом завтра, а теперь пора спать.
– Уже? – удивился Митенька. – А сказку на ночь?
– Хорошо, – широко улыбнулся Иван Иванович. – Включи третью программу, там сейчас начнётся очень интересный мультфильм «Исполнение желаний». Не смотрел?
– Пока нет, – Митя включил третью программу, посмотрел мультфильм, а потом лег спать. Сны его были лёгкими и приятными.
...С той поры так и повелось. Митя приучился смотреть по телевизору не всё подряд, а только стоящие того программы и передачи. Иван Иванович, можно сказать, выполнял обязанности няньки, воспитателя и педагога одновременно. Как только Митя включал программу, где «крутили» низкопробные фильмы, воспевающие легкую наживу, грубые удовольствия, разврат и насилие, Иван Иванович останавливал изображение и звук, а вместо этого появлялся на экране сам и говорил:
– Митя, пойми правильно: если ты будешь смотреть такие передачи, то вырастешь злым и распущенным человеком. Поэтому давай попробуем рассуждать так: телевизор смотреть вовсе не обязательно, но уж если ты включил его, то пусть он показывает тебе что-нибудь доброе или полезное. – И затем Иван Иванович рассказывал подходящую сказку или историю, на что был мастер.
Мите это очень нравилось, да и родители стали замечать положительные изменения в привычках и характере сына. Заметили также, что он стал интересоваться игрушками, книгами как-то иначе, чем раньше, более осмысленно.
Однажды Митя спросил у Ивана Ивановича:
– А можно мне рассказать о вас маме с папой?
– Конечно, только не напугай! – ответил Иван Иванович, потому что побаивался сам: вдруг взрослые воспротивятся ему?
Родители долго не могли взять в толк это «АА», этого Ивана Ивановича, долго не верили своим глазам, удивлялись, но, наконец, поняли, что плохого в этом нет. Сами поговорили с ним и убедились – полезно! А потом мама стала советоваться с ним по разным житейским делам, в том числе и по воспитанию сына, папа – по важным рабочим проблемам. Митя познакомил с Иваном Ивановичем и своих друзей – тем он показался симпатичным, и вообще понравилось, как он комментирует то, что идёт в эфире. С тех пор, как только дети приходили в гости, то первым делом – к телевизору: ну-ка, Иван Иванович, расскажи да покажи!
Вскоре в семье произошло важное событие: родилась девочка, назвали Лидочкой. Митенька очень обрадовался сестрёнке, часами не отходил от неё. У родителей забот прибавилось, но Иван Иванович умел занимать и успокаивать детей, а также подсказывать маме, особенно в экстренных случаях, например: вызывать ли девочке врача, давать ли лекарство, пора ли выходить на прогулку после болезни.
Надо сказать справедливости ради, что в доме со временем появился и компьютер, но, к общему счастью, центром притяжения не стал… К Ивану Ивановичу дома уже привыкли, как к члену семьи. Никто не забивал голову вопросами: откуда он такой взялся, откуда всё знает, почему поселился в телевизоре? Вскоре Митенька пошёл в школу – вот радость-то! Главная радость была в том, что Митя пошёл учиться с охотой – да-да! А после школы бежал домой, делал уроки, помогал маме управляться с Лидочкой. Если что – Иван Иванович помогал.
В школе тоже узнали, какой удивительный Телевизор есть у Мити, и мало того, что умный и добрый, а ещё и очень весёлый. То-то веселились компанией, когда собирались у Мити по праздникам! Иван Иванович научил ребят играть в старинные игры, показывал такие фильмы, которых не снимала ни одна киностудия, беседовал с каждым из гостей в отдельности, отвечал на заковыристые вопросы. Так время и шло.
Подрастала Лидочка, к ней стали приходить подружки – друзей у Ивана Ивановича становилось всё больше и больше. Одно было неприятно: учителя в школе отказывались верить в некоего Ивана Ивановича и его достоинства – простите, не «его», а в способности какого-то там телевизора. Придирчивый и дотошный директор школы сам приходил домой к Мите – убедиться лично. Нет, не убедился: обнаружить себя в его присутствии Иван Иванович не пожелал. Директор хлопнул дверью и ушёл.
– Ну, что же вы, Иван Иванович? – огорчился Митя.
– Ничего, – отвечал тот. – Ничего хорошего от вашего директора я не ждал. Видал я этих директоров…
Но тем дело не обошлось. В школе учителя перессорились между собой из-за Мити, и чего ради? Собрался педсовет по этому поводу, но ничего решить не смог. Пришлось собирать городской совет учителей, куда приказали доставить этот самый «Митин телевизор». Как ни отказывались родители, как ни упирался Митя, всё же пришлось согласиться, только с условием, чтобы вернули обратно в целости и сохранности.
Директор школы возмутился:
– А вот мы ещё поглядим, можно ли детям смотреть этот самый телевизор!
Городской совет учителей заседал ровно три дня,
тридцать педагогов и три консультанта
исследовали телевизор со всех сторон –
ничего особенного! Включили – ну и что?
Так ни к какому выводу не пришли и постановили: отдать ученым на экспертизу. Узнав об этом, Митя расстроился окончательно. Дома все притихли в ожидании. Хорошо, что через неделю телевизор вернули с заключением о том, что «ничего сверхъестественного не выявлено, опасности для окружающих не представляет». Все обрадовались: «Опасности не представляет»! – и Митя с нетерпением включил телевизор.
– Как ваши дела, Иван Иванович? – спросил он и осёкся на полуслове. Иван Иванович, казавшийся всегда молодым и неунывающим, выглядел почему-то осунувшимся и постаревшим. Папа, мама и Лидочка посмотрели на Митю, готового расплакаться. Иван Иванович покачал головой и сказал:
– Да, дорогие мои, учёных больше интересуют новые загадки века, чем отгадки причин происходящего. Не каждый ученый способен употребить науку для добрых целей, злые дела бывают более выгодными… Поэтому мне пришлось спрятаться от них, не хотелось, чтобы меня обнаружили – устал я очень… Вот такие мои дела… А как вы тут без меня?
– А мы очень переживали, скучали без вас! – сказала Лидочка. – Мои куклы тоже соскучились! Отдохните немного и покажите нам, как девочки играли в куклы… ну, триста лет назад. Играли, точно?
– Сейчас-сейчас, дайте припомнить, какие тогда были куклы… – Иван Иванович на секундочку задумался, улыбнулся и начал рассказ. И чем дольше он говорил, тем более приходил в свою привычную норму; посвежел, повеселел; потом показал старинные кадры.
Родители убедились, что с любимым теледругом худого не случилось, поздравили его с успешным преодолением препятствий и вернулись к своим делам. После того случая с телевизором обращались очень аккуратно и бережно, чужим о нём не распространялись, никаких экспертиз не устраивали – хорошо и так!
…Странное дело: годы шли, другие телевизоры
ломались и выходили из строя,
а удивительный Телевизор работал и работал;
мастеров не вызывали ни разу.
За это время Митенька вырос, сумел усвоить хорошие правила и получить нужные знания, а Иван Иванович помогал ему с удовольствием. Митя закончил школу, поступил в институт электротехники – не без поддержки теледруга, конечно же. Митя считал его самым близким другом и очень надеялся, что по мере обучения в институте ему удастся понять – хоть в какой-то степени – тайну Ивана Ивановича. На это намерение своего юного друга Иван Иванович смотрел снисходительно; он-то знал, какова природа познаний…
Действительно, «тайна» удивительного Айвашки достаточно проста для того, чтобы изучать её долго и кропотливо. Каждое время несёт в себе свою тайну, и не факт, что следующие за этим времена смогут раскрыть её вполне или хотя бы объяснить – частично.
Да и нужно ли?
2005 г., в редакции 2012 г.