ТИРАНЫ. Во все века и времена монархического правления большинство европейских династий постигала одна и та же участь: либо их свергали, либо они сами отрекались от престола. И тогда принцип единовластия появлялся в новом обличии — в обличии произвола, партийной монополии, революционного заговора и террора; он становился источником тоталитарного строя, бесправия, угнетения и культурного краха. Законные государи были низложены и на их место становились диктаторы и тираны. …Не знаю, что может быть страшнее и отвратительнее тирании. История знает много примеров, из которых следует, что все тиранические режимы тщетны, а любой деспотизм обречен, ибо не имеет перспективы. Ничего хорошего нельзя построить на варварской эксплуатации человеческого материала, на костях человеческих жертв…
ТОЖЕ… Тоже мне, Чернобыль! У одних — Чернобыльская станция, а у других — Семипалатинский полигон, а у третьих — ядерные испытания на Новой Земле, у четвертых — радиационная авария на Уральском «Маяке», у пятых — аварии на космических объектах (да еще какие — с тысячами погибших!), а у японцев — атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки бросали, а в Американских Штатах — еще и какие катастрофы на ядерных объектах случались, и в Германии, и в Англии, и во Франции — тоже не лучше. и в Югославии — пожалуйста — бомбу с урановой начинкой сбросили, а через пару лет солдат-миротворцев ядерными снарядами обстреливали — ну и что? И на многих секретных объектах, к примеру, на подводных лодках, или на космических комплексах, или на складах боеприпасов, что — у нас, что — у них, аварии серьезные случались, и не однажды; человеческие жертвы тысячами исчисляются. А ведь даже само по себе всеобщее накопление оружия массового поражения может вылиться в мировую трагедию! — Но ничего, как видите, пока, в основном, все остальные живы…
Ну и что же, что Чернобыль — ну, всякое бывает! А то? — Сидите при свечах, топите дровами, а ездить будете на телегах, или пешком хотите? Есть возражения? — Нет, можно от науки совсем отказаться и сидеть в каменном веке; кому охота?! А чтоб наука — и без риска? — Нет, так не бывает, тут уж что-то не так, тут думать надо!
...Тоже мне, Чернобыль! — Видно, чего-то не додумали…
ТОЛЬКО. Только об одном можно пожалеть, что не удалось родиться в другое, более спокойное время — бывали ведь такие периоды! Или там тоже что-то было или было бы, но уже другое? — Но ведь не такое, не такое же!
Только на одно можно уповать — да не случится такое впредь; Боже, упаси...
* * *
В ином бы пространстве, в иное бы время
Каким-то иным существом
Родиться бы мне, чтоб нести свое бремя
С достоинством и торжеством,
А время мое отшвырнуть бы всеядным
Всетерпящим всегрызунам
На бойню горячую с пиром отрадным…
О, дань золотым временам!
Март 1989 г.
ТРАВМА, ТРАГЕДИЯ, ТРАУР. Чернобыльская катастрофа — рукотворная человеческая трагедия, погубившая многие жизни, развенчавшая многих правителей, разрушившая многие пьедесталы. Она навсегда останется для тысяч пострадавших и их семей непреходящим трауром, незабываемой трагедией, непоправимой, неизлечимой травмой. Для всех остальных людей, непричастных (в первом приближении) к последствиям катастрофы, память о Чернобыле и его жертвах будет непрестанно бить в набат тревоги за свое будущее и будущее планеты.
Память Чернобыля требует, взывает, умоляет...
ТРИБУНА. Трибуна дает оратору шанс обрести признание. Трибуна дает оратору шанс обрести признание. Трибуна знаменитостей за долгие века видела и терпела разных ораторов, всевозможных деятелей, любителей крупномасштабных действий. Конец XVIII-го века наступательным маршем перешел в начало XIX-го — серией состоявшихся имен и открытий в области разных научных знаний, а в данном случае — разрушительных открытий «на благо» человечества.
Трибуна давала шанс «хорошей физике»…
На высокую Трибуну признания выходили группами и поодиночке ученые новой эры — эры освоения ядра. В самых первых рядах на Трибуне оказался французский физик Антуан Анри Беккерель, открывший в 1896 году естественную радиоактивность солей урана; лауреат Нобелевской премии 1903 года. Сам Альфред Бернхард Нобель, ученый и предприниматель XIX-го века, изобретатель динамита и баллистита, учредитель премий своего имени, давно уже удостоился чести быть отлитым в бронзе и установленным рядом с трибуной, чтобы приветствовать каждого претендента на звание ядерного дипломанта. Премии его имени стали присуждаться с 1901 года по пяти номинациям, последняя из которых — внесение существенного вклада в сплочение наций, борьбу против войн и насилия, в содействие мирным инициативам. правильно, что его отлили в бронзе, а то и в золоте: сам изобрел орудия и средства убиения, а борьбу за мир поощряет и после собственной смерти!
Вот примерно так же вела по жизни судьба его идеологических последователей… Англичанин Эрнест Резерфорд, один из первых отцов атомной эры, безусловно, имел возможность реализовать право встать рядом с королем Трибуны ранее многих — и вот он уже почти на вершине славы! Правда, он и предположить не мог заранее, к каким Чернобылям приведет движение его мысли. В 1899 году он открыл альфа- и бета-лучи и объяснил их природу; далее — положил начало созданию теории радиоактивности, осуществил первую искусственную ядерную реакцию, предсказал существование нейтрона. в 1908 году получил за свои труды Нобелевскую премию — довольно мирное начало предположительного конца.
На полшага впереди него – на Трибуне расположились ученые с французской фамилией Кюри: Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри, создатели учения о радиоактивности, совместно открывшие полоний и радий (1898 год), а также исследовавшие радиоактивное излучение; оба — лауреаты Нобелевской премии 1903 года. Следующая пара с той же фамилией — Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, продолжившие серию открытий по искусственной и позитронной радиоактивности; лауреаты Нобелевской премии 1935 года. оба — активные борцы за мир. Почти в то же самое время становится известным великий немецкий физик-теоретик Альберт Эйнштейн. он создает частную (1905 год), а позже общую (1907–1916 годы) теорию относительности; пишет основополагающие труды по квантовой теории света, открывает законы фотоэффекта, предсказывает индуцированное излучение; лауреат Нобелевской премии 1921 года. Работал над проблемами космологии и единой теории поля. Тоже активный участник борьбы за мир, антифашист, противник ядерного оружия — опасался за судьбы цивилизации: не знаю, дескать, «каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки…» Среди знаменитых борцов с атомной угрозой не менее представительно выглядит и датчанин Нильс Бор, один из основателей современной физики, создатель теории атома, автор важных работ по теории ядерных реакций и трудов по философии естествознания; лауреат Нобелевской премии 1922 года. Сын Нильса Бора, продолживший линию отца, один из авторов обобщенной модели ядра, впоследствии также получил Нобелевскую премию за свой вклад в совместные работы с другими авторами (1975 год).
Крупные, серьезные физики, появившиеся на Трибуне знаменитостей, принесли миру новые открытия и знания, и мир был волен распоряжаться ими по своему усмотрению — усмотрение было в сторону извлечения максимальной пользы от их внедрения. Вследствие этого довольно скоро на свет вышли новые солидные фигуры. Итальянец Энрико Ферми, один из основателей ядерной и нейтронной физики, лауреат Нобелевской премии 1938 года, построил первый в истории ядерный реактор и осуществил в нем цепную ядерную реакцию (1942 год). Следующий герой — американский физик Роберт Оппенгеймер, разработавший ряд идей по теории квантовой механики, по физике атомного ядра, физике космических лучей, разделению изотопов. В 1943–1945 годах руководил созданием американской атомной бомбы, той самой, что бросили на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Зато потом стал противником создания водородной бомбы, видимо, поминая горький опыт своих трудов и открытий. Эдвард Теллер, американский физик, автор многочисленных трудов по ядерной физике, термоядерным реакциям, астрофизике, автор и участник создания американской атомной и термоядерной бомб, никогда, однако, не усомнился в непогрешимости своей научной идеи и в ряды борцов за мир никогда не устремлялся без оглядки… Работал на войну и для войны. Советский физик Игорь Васильевич Курчатов, превосходный ученый и организатор, первопроходец советских атомных путей, тем временем осуществляет руководство серией крупных работ по сооружению в стране первого циклотрона (1939 год), открывает спонтанное деление ядер урана (1940 год), создает первый промышленный атомный реактор (1946 год), первую в стране атомную бомбу (1949 год), первую в мире термоядерную бомбу (1953 год) и атомную электростанцию (1954 год). Его никто не превзошел, он — лауреат многих государственных и Ленинских премий. Рядом с ним — Ефим Павлович Славский и Анатолий Петрович Александров, советские государственные деятели, лауреаты многих Государственных и Ленинской премий, неоднократные Герои Социалистического Труда, легендарные руководители советского ядерного проекта — отечественные атомные магнаты. Без них не обошлось ни одной кампании, проводимой во славу атомной энергетики страны.
Эти имена запомнятся надолго…
Среди отечественных ученых того же периода более других заметен академик Лев Ландау, автор трудов во многих областях физики, включительно по физике атомного ядра и элементарных частиц, плазмы, квантовой электродинамике и астрофизике; лауреат Нобелевской премии 1962 года. Советский академик Андрей Дмитриевич Сахаров, основоположник трудов по теоретической физике, «отец» водородной бомбы, тоже вышел на трибуну знаменитостей, правда, не так скоро и не под шум оваций, как предыдущие ораторы. У многих он остался в памяти совсем другим, совсем в ином статусе и уже на другой — печальной для него трибуне... Где-то, немного поодаль, задержался изобретатель и ученый Константин Эдуардович Циолковский, основоположник современной космонавтики; где-то очень близко остановился академик Сергей Павлович Королев, основоположник практической космонавтики, конструктор первых ракетно-космических систем — так или иначе, их детище не обрело бы силу без трудов предыдущих ораторов. Безусловно, это — далеко не все; на подступах к высокой Трибуне есть и другие фигуры, их много, еще более — около: теоретики, физики, химики, испытатели из прилегающих или смежных областей знаний и производства продукции от тех знаний, представители правительств и денежные магнаты, а также руководители научных, военных и оборонных ведомств, службы прессы и информации и так далее. На Трибуне, однако, были только те и именно те, кто, имея большие таланты и недюжинные способности, принесли новые важные знания для человечества и разработали их конкретное применение, включая обеспечение доступа к этим работам. Другие, которые ничего такого не изобрели, но имели, что сказать и возразить, остались в стороне и надолго.
Незримый, но уже осязаемый Чернобыль готовился к вступительным действиям, набираясь опыта и ума от своих создателей, копил силы своего дракона, ждал своего слова — и слово это было ему предоставлено 26 апреля 1986 года...
Аминь.
ТЬМА. Тьма — это то, что не свет, это то, что скрывает и прячет тайны. Темнота — это еще хуже, это — прикрытие тьмы, ее шлем и кольчуга, а сама тьма — орудие зла! Темных пятен на Чернобыльской карте еще много; темных дел при Чернобыле тоже хватает, да и темных личностей при том — немало. Надо надеяться, что со временем тьма рассеется и исчезнет совсем, восторжествуют разум и справедливость в общественной жизни и мировом сознании. Свет гуманизма и добра все же когда-нибудь должен победить тьму.
Верю и надеюсь…
ТЯЖЕСТЬ. Чернобыльская тема тяжела, она сильнее всех других притяжений тянет, давит, нагружает. Ее тяжесть не дает оторваться от прошлого чугунной гирей, не хочет пропустить нас в будущее, перегородив дорогу к нему чугунной стеной, приковывает настоящее чугунными кандалами к столбу непрестанной пытки Чернобылем.
Что может быть тяжелее?
УБИЙСТВО. Намеренно никто не хотел никого убивать в Чернобыле, да так уж вышло. И где убежище на такой случай? Гражданская служба обороны и спасения, как известно, предусматривает подобные происшествия, строит убежища и планы по эвакуации, содержит штат сотрудников и располагает средствами. А люди — против! Против убийств, убежищ и господствующих убеждений в таких вероятностях и такой необходимости. Никто не имеет права лишать кого-то жизни и отнимать право на жизнь. Какие доводы могут быть в пользу убийства, пусть даже непреднамеренного?
И кто ответит за убийство?
Никто не хотел убивать.
Но никто и не хотел умирать...
* * *
Друг друга убивать уже мы научились.
Друг друга воскрешать — напрасные труды.
Столь выпито вина, столь утекло воды
С тех пор, когда грехи такие и не снились…
Июнь 1996г.
УДАР, УЖАС, УМОПОМРОЧЕНИЕ. Получить это от Чернобыля или в Чернобыле и при этом суметь не только восстановиться по мере сил физически, а более того — духовно — это ли не свойство выживания человеческого организма, это ли не сила души человеческой?!
«Международные проблемы. Погибло: XVII век — 3 млн. чел., XVIII век — 5 млн. чел., XIX век — 6 млн. чел. XX-й век. Первая мировая война — 10 млн. чел. Вторая мировая война — 55 млн. чел., 10 млн. искалечено от… Более миллиарда долларов в сутки… МХ. Длина — 22 м, диаметр — 2,5 м, масса — 68 тонн, дальность полета — 11 тыс. км. Стратегический бомбардировщик Б-1. К 1986 году — ввести 100 самолетов. Б-1 — 2–3 тыс. км/час. 20–25 крылатых ракет, взлетный масса — 150 тонн, дальность полета 11 тыс. км. Атомные подводные лодки “Трайдент-2” — 1 год. 41 подводная лодка. 170 метров, 164 чел. Баллистич. ракеты, точное поражение, 30–40 м. Вероятная ошибка… Глобальная система наблюдения и контроля!? Запланир. совершенствование связи и управления Е-48, ЕС-135 — новые самоподв. АВАКС. Создание системы ГО. “Першинг-2” — (до 2-х тыс. км): с территории Западной Германии — до Москвы или Ленинграда летит 5–6 мин. СС-20, СС-4 и СС-5 — до 2-х тыс. км».
Из рабочих записей Владимира Максимчука в ГУПО МВД СССР.
На совещании с членами методического совета. 19 февраля 1982 года
УДАР
Удар Чернобыльской стихии
Взорвал страну и жизнь мою.
Его не видели слепые,
Его не слышали глухие,
И молча вздрогнули немые.
А уцелевшие хромые
Укрылись сбоку, на краю.
Ущербны – все? На небе звёздном
Не видно звёзд… И что скрывать:
Ударит снова – будет поздно
О светлом прошлом горевать.
…Держись! Вот-вот – сильней ударит,
Сильнее в десять раз ударит,
Сильнее в сотни раз ударит,
Слепых, кривых, глухих, немых!
…Смрад. Пепелище. Запах гари.
Немилосердно солнце жарит.
Очаг. Костёр. Похлёбку варит
Шаман из племени… хромых.
Октябрь 2000 г., в редакции 2020 г.
УДАРЫ. Удары регулярно выворачивают наизнанку жизнь человечества, и если бы мощь всех ударов собрать воедино и применить однократно, то… от всего живого на планете не осталось бы и упоминания. Но удары распределяются по неравномерной кривой времени, дабы каждому человеческому поколению было от чего вздрагивать и отрезвляться — периодически.
«Международные проблемы. Погибло: XVII век — 3 млн. чел., XVIII век — 5 млн. чел., XIX век — 6 млн. чел. XX-й век. Первая мировая война — 10 млн. чел. Вторая мировая война — 55 млн. чел., 10 млн. искалечено от… Более миллиарда долларов в сутки… МХ. Длина — 22 м, диаметр — 2,5 м, масса — 68 тонн, дальность полета — 11 тыс. км. Стратегический бомбардировщик Б-1. К 1986 году — ввести 100 самолетов. Б-1 — 2–3 тыс. км/час. 20–25 крылатых ракет, взлетный масса — 150 тонн, дальность полета 11 тыс. км. Атомные подводные лодки “Трайдент-2” — 1 год. 41 подводная лодка. 170 метров, 164 чел. Баллистич. ракеты, точное поражение, 30–40 м. Вероятная ошибка… Глобальная система наблюдения и контроля!? Запланир. совершенствование связи и управления Е-48, ЕС-135 — новые самоподв. АВАКС. Создание системы ГО. “Першинг-2” — (до 2-х тыс. км): с территории Западной Германии — до Москвы или Ленинграда летит 5–6 мин. СС-20, СС-4 и СС-5 — до 2-х тыс. км».
Из рабочих записей Владимира Максимчука в ГУПО МВД СССР.
На совещании с членами методического совета. 19 февраля 1982 года
УДРАТЬ. Удрать, уехать, уклониться от Чернобыля вообще — нельзя, а фактически — вполне можно было. И удирали из Чернобыля по трусости, и поддавались панике, и уезжали раньше оговоренных сроков — в уме и здравии, и уклонялись сознательно, заранее запасаясь бумажками и бюллетенями. И в самой-то Чернобыльской зоне держались подальше от опасности. Да и вообще-то были такие, которые специально на пару дней «выписывали» командировочку в Чернобыль, чтобы после иметь льготы и кое-какие блага.
Им всем тогда, можно считать, повезло. Им и сейчас все — с руки, им и потом все спишется. А далее — … потом?
Кто какою мерою мерил, такою мерою будет отмерено и ему, иного не произойдет.
Удрать не получится!
УКАЗ. 18 декабря 2003 года Президент Российской Федерации подписал Указ №1493 о присвоении звания Героя России генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку посмертно – свершилось! Для всех благородных и честных людей героический подвиг Максимчука остался навечно – Золотой Звездой в Созвездии Памяти, той самой звездой, к которой всю свою жизнь стремился неистовый "метеорит".
ЗВЕЗДА ГЕРОЯ РОССИИ
Что лучше: поздно или никогда?
Но вот она – Геройская звезда,
За тот Чернобыль, за прорыв крутой,
За изнурительный, жестокий бой.
При жизни говорили: это бред;
Пожара не было, героев нет.
Герой! Ему не нужен был приказ,
Сам все решил – и всех пожарных спас;
Пожарные не дрогнули, спасли
И станцию, и жителей Земли!
Был подвиг восемнадцать лет в тени.
Скрывали, врали… Где теперь они?!
Семье звезда Героя вручена.
У той звезды – высокая цена:
Она – одна на всех. Пожарных – строй.
Так знайте, что любой из них – герой!
6 мая 2004г.
УЛИЦА. Еду по улице на троллейбусе. Народу кругом полно, все куда-то спешат, снуют, торопятся. Пока не раскроют газету, пока не включат телевизор, пока не позвонят куда-то по телефону — ничего страшного не узнают про окружающую жизнь. Старые новости не в счет. Вот что: нужно меньше интересоваться такими новостями и чаще выходить из дому, не для поездок по делам или по магазинам, а просто — на прогулку!
УМИРАТЬ 1. Все живут временно. Вечно — никто. Всем когда-нибудь придется умирать, ибо сроки когда-нибудь кончаются. Человек — гость в этом мире, а воображает, что — хозяин, имеет такое наивное заблуждение. Как жить — хозяин решает сам, а как умирать — этого он «решать» не может — не в его владениях, не в его власти этот вопрос. Наверное, как умирать — еще заслужить надо… Наверное, и дела добрые не лишними окажутся на такой случай, наверное, и прошлые страдания зачтутся. Милосерднее — быстрая смерть. А лучевая болезнь не всегда протекает коротко, причин здесь много. Чернобыль — это не обязательно такая уж болезнь, но и другие диагнозы не радуют. Укорачивает Чернобыль жизни, жизни дорогих нам людей, сокращает все сроки.
«Они жили долго, счастливо и умерли в один день»…
Кто эти «они» и как заслужили такое счастье?!
* * *
Мы любим тех, кого уж нет давно…
Но мы не говорим, что их любили,
Мы любим их – теперь. Жизнь всё равно
Своё диктует… Нет, нам не дано
Забыть их всех, и мы их не забыли.
Май 2000г.
УМИРАТЬ 2. 12 августа 2002 года умер кинорежиссер Александр Александрович Тычков, по определению врачей, от острой сердечной недостаточности, не дожив около года до своего шестидесятилетнего юбилея. Еще одним чернобыльцем стало меньше на этой Земле, и в созвездии Погибших чернобыльцев зажглась еще одна звезда. Расширяется галерея моей личной скорби и памяти, занимая все более обширные пространства души… Но нет, я печалюсь не о собственных утратах. Только со временем все отчетливее понимаю, что тысячу раз был прав Александр Александрович, когда сожалел о многих делах, что не успел завершить, в особенности, когда рассказывал о тех кадрах, что не дошли до экранов — при его жизни. И как он верно говорил: болеть и оставаться в живых — это одно, а умереть — совсем другое. И что же? Разве можно допустить, чтобы материалы об Александре Тычкове и его работах, которые собраны в этом словаре, остались после его смерти лежать «на полках», как те его фильмы? Он говорил тогда, что больше и подробнее, чем мне, никому еще не рассказывал о своей жизни, своем творчестве. А ведь я спрашивала не из любопытства, а для истории… История неумолима, и Александру это было хорошо известно. Теперь, когда его нет, камеры других кинохроникеров запечатлевают исторические кадры других войн и бедствий человеческих. А сам он уже никогда не узнает, что в марте 2003 года американцы и союзники стали бросать бомбы на Багдад; началась война против Ирака. Разве кого-то научили или остановили те кадры, что Александр Александрович отснял в дни войны в Афганистане? …Так как же?
УРАН 1. В 2004 году во время войны с Ираком американцы сбрасывали на иракский город Аль-Фалуджа бомбы с содержанием урана. Сами американские солдаты предохранялись от последствий разрывов собственных бомб, но… И те, и другие оказались пораженными высоким альфа-излучением, которое опасно для всего живого. Ветераны войны тысячами страдают от разрушения хромосомных наборов, белокровия и прочих радостей радиации. А у жителей Аль-Фалуджа рожается множество уродов, чего не было раньше. Война 2004 года – самый большой эксперимент в области военной теории и практики со времен атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Эксперимент удался – его теперь называют «Чернобылем по-американски».
УРОВЕНЬ. Уровень развития общества на самом деле определяется не его достижениями в области экономики и техники, а как раз тем, как оно относится к самым слабым своим членам, как о них заботится, как помогает им. Долго, долго еще нам всем придется трудиться, чтобы достичь такого уровня; возможно, путь западных стран короче будет…
УРОДСТВО и УЩЕРБНОСТЬ. Уродство и ущербность существования нашего заключается в том, что мы не умеем ценить главного в жизни, не любим истинного, ничему не учимся даже на самых доказательных примерах. Или уже нельзя, чтобы все было по-другому? Мало научены? — После Чернобыля что еще надо — уж, казалось бы, научил так научил! Нет, уроки мы усваиваем плохо. Плохо стараемся. Чаще все наши старания — камуфляж, реже — стесанные железные башмаки, еще реже — кропотливая «точечная», ювелирная работа. По душе, по уму, по совести стремимся куда-то, а где «вынырнем» не известно, может, в другую, еще более ущербность…
И все же рекомендации «доморощенных» философов имеются: зеркало и свет.
Зеркало не соврет, если его чисто протереть.
Уродство не любит света.
Ущербность не выносит полноценности.
УРОКИ 1. Где же ещё, как не в школе — на уроке физики…
Людмила Николаевна Коршунова много лет вела уроки физики в старших классах средней школы в Москве и Зеленограде. У нее самой трое взрослых детей, поэтому все, что касается детей и их образования, ей очень близко и знакомо. А что о Чернобыле, то... Ведь о Чернобыле в школе говорят и вспоминают так мало, так редко, что многие из учащихся, оказывается, и вовсе не осведомлены, что такая катастрофа вообще была. Однако вспоминать стоит. Именно на уроке физики есть возможность говорить об этой трагедии предметно, применяя научные знания и обращаясь к фактическому материалу. И отметить главное: все беды человек творит осознанно, как правило, уже во взрослом состоянии – и беды для себя, и беды для других. Все, что ребенок усвоил и воспринял в детстве, то и становится для него основополагающим началом жизни.
А в школе важно, кто, чему и как учит, какие делаются акценты при подаче материала. Безусловно, учителю необходимо не просто внушать молодым людям, что относиться к полученному знанию нужно серьезно и ответственно, а самому уметь подготовить необходимый — убедительный — материал на высоком уровне. Именно стремление донести до ребенка информацию, конкретные знания о явлениях и вещах, поможет ему в дальнейшем не допускать характерные ошибки, подобные тем, которые совершали люди при схожих обстоятельствах тогда-то и тогда-то!
Но разве всему можно научить, чтобы это запомнилось и впоследствии пригодилось? — Людмила Николаевна считает, что да. Если учитель – человек духовный и знающий, то это вполне возможно. Тогда выросшие ученики уже будут в большей степени рассчитывать на свои силы и знания, чем на материальность внешней среды. Они будут более независимы от соблазнов и опасностей окружающего мира.
УРОКИ ФИЗИКИ
Уроки. Физика процесса.
Биологический процесс.
Ядро земного интереса
Растет, утяжеляя вес.
Увы… Чему учить вас, дети,
Когда у многих права нет
Учить других? — На этом свете
Любой вопрос найдет ответ,
Но обнаружит те проблемы,
Что «виснут» в синтезе наук…
Учителя обходят темы,
Входящие в «висячий» круг.
Они и сами не успели
Перед собою дать отчет:
Куда, зачем – на самом деле –
Вся эта «физика» течет?
Июль 2001г.
УРОКИ 2. Уроки Чернобыльской катастрофы — это главное, что человечество должно осознать, изучить и учесть на будущее, чтобы никаких чернобылей впредь не происходило. История человеческой цивилизации издавна ведет счет бедствиям и катастрофам, войнам и эпидемиям, все сметающим с лица многострадальной Земли, но и на этом фоне глобальная катастрофа в Чернобыле выделяется особо: она не только ошеломила мир, но и выявила глубокие противоречия земного бытия, порожденные устройством человеческого сознания, прежде не замечаемые. А надо не только замечать или заметить – при случае, но поставить цель: никогда не допускать подобного! Однако, часто ли мы вспоминаем о Чернобыле? Помним ли те уроки? Вспоминаем-то редко, а зачем? — авось, «проскочим». Вспоминаем по случаю, по аналогии — так, нехотя… Вот так, нехотя, пропустили в свою жизнь и Чернобыль – ослабили, значит, контроль.
Чернобыльских уроков на десять поколений хватит — на триста лет — с размахом. Учиться можно быстро, а можно и растянуть. Сказать по чести, эти уроки — последняя программа минимум-максимум для ликбеза человеческого. Случись еще разок подобное в любой стране, на любом континенте — следующие уроки, вполне вероятно, будет уже некому преподавать, да некому и учиться.
Уроки просты:
— Мир прекрасен, но хрупок и раним; природа не терпит варварского отношения к себе, человек — ее дитя, а не хозяин, он должен подчиняться общим законам гармонического развития, не причиняя вреда окружающей среде;
— Все прогрессивные направления развития и научные открытия должны быть высоконравственными и проходить точную экспертизу на «необратимость последствий»; любые уступки совести, любой моральный изъян, любые допуски с натяжкой, погоня за быстрым эффектом и сиюминутной выгодой — недопустимы;
— Любое внедрение и освоение нового открытия должно происходить по особым «Правилам безопасной науки и техники», чтобы предотвратить возможные опасности до их зарождения; такие правила еще предстоит разработать, как и уточнения к ним по каждому направлению;
— Необходимы также встречные «Охранительные программы и меры» по пресечению намеренных и случайных фактов нарушения «Правил безопасной науки и техники», а также введение жесткого контроля и учета всех идей и разработок от швейной иглы — до космической ракеты, от школьной тетрадки — до технического задания на разработку проекта атомной станции, от велосипеда — до идеи поворота рек и морей в другую сторону;
— Полностью исключить в деятельности человека направления, связанные с категорией риска в отношении разработки новых технологий и совершенствовании старых;
— При разработке объектов повышенной опасности необходимо руководствоваться особыми нормами и правилами, которые еще предстоит разработать по многоступенчатой программе, адресуясь при подготовке таких проектов к законам нравственности и экологической морали.
Вышеперечисленные предположительные документы должны разрабатываться при участии и сотрудничестве ведущих ученых и гуманистов всех стран и народов, а затем утверждены особым органом и неукоснительно исполняемы. Это даст гарантии исключения предпосылок катаклизмов и катастроф. Уполномоченные стран, не участвующих в разработке правил, должны визировать итоговые документы. Также необходимо пересмотреть общую «базу» международного сотрудничества, прежде всего, в части эксплуатации и контроля действующих опасных объектов и проживания населения в зонах традиционных стихийных бедствий планеты. Отдельный базовый вопрос для опасных объектов — защита от фактора случайности. Отдельный базовый вопрос для зон стихийных бедствий — а стоит ли вообще проживать там людям в массовом порядке? Межгосударственная политика во главу угла должна поставить: бережное отношение к природе, осторожное отношение к науке и внимательное отношение к человеку.
Отношение к человеку должно быть детальное, не только и не столько к людям вообще, как к каждому члену общества — персонально. Когда приводят цифры гибели от аварий и бедствий, считается, что если цифры невелики, то и беды большой нет. Нет, это вовсе не так — каждый человек живет и умирает один только раз. Ценность каждой человеческой личности не меньше, чем цена выживания групп и коллективов. Мы все живем рядом, на одной и той же планете. Мы тесно связаны друг с другом и окружающей нас природой. Мы должны (должны ли? — да!) понимать ценность и неповторимость самих себя, нашего мира, нашего времени. Мы обязаны прилежно учиться. Учиться хорошему никогда не зазорно и всегда полезно, только бы поздно не было — другой Земли, другой планеты, другого мира у нас не будет.
Вопрос для экзамена: может ли быть кому-то хорошо, если кому-то или чему-то плохо?
Уроки можно продолжить и продолжать…