Фоновая картинка - коллаж произведений Людмилы Максимчук
Людмила Максимчук
ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СЛОВАРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
По страницам произведения

СТИХИЯ – ТЕХНИКА


СТИХИЯ. «Положение в Южной Осетии. Оказать помощь Джаве. Следственная группа. Разобраться с последствиями землетрясения. Особенно — в Джаве. Местные  товарищи просят о помощи. Работу не сворачивать. Профилактика??? Перспектива. Обстановка за неделю. 61 здание под водой (Цхинвали). В течение дня — переговоры с Южной Осетией. Что надо? Помощь в ликвидации землетрясения. Провести серию мероприятий по Северному Кавказу. Переговоры. Чем помочь? Армения и Азербайджан. Повышение бдительности. Охрана зданий».

Из рабочих записей Владимира Максимчука в ГУПО МВД СССР.
На совещании у Громова Б. В. 4–6 мая 1991 года

Стихия в переводе с греческого — первоначало. Земля, вода, воздух, огонь — это распорядительные силы стихии, коими природа являет свое могущество. Люди и животные целиком в их власти. Овладеть этими силами — значит овладеть первоначалом, а это никому не дано.

Вулканы — отдушина планеты, без них нельзя. Им почти столько же лет, сколько и Земле. Им ничего не стоит разразиться лавой негодования, поэтому их нельзя лишний раз тревожить…

Наверное, правильно говорят, что землетрясение страшнее, чем извержение вулкана, потому что оно случается, как правило, во время кажущегося спокойствия. Землетрясение опаснее, чем лава, так как его нельзя направить в сторону, оно не предупреждает о себе заранее. Земля расступается — люди, животные, деревья, камни, дома, целые города — уходят в земное чрево. Страшно! Не спастись… Земля сомкнется, и следов не остается, вроде ничего и не было. Когда-то исчезла подобным образом с лица планеты Атлантида; когда-то образовалось из тайного могущества природы Саргассово море; когда-то возникли на Земле геопатогенные зоны, наличие и свойства которых никто объяснить не может.

А наводнения? А ураганы, а смерчи, а проливные неуемные дожди? — Они никогда не прекращают своих грозных проявлений, не оставляют людей в покое. И столетия, и тысячелетия назад они сторожили и контролировали человеческие жизни, территории, события. Есть целые страны и регионы планеты, где наводнения и ураганы стали почти нормой — в Индии, Таиланде, Индонезии…

Слаб и виноват человек, ибо грешен.

Стихия всегда права и сильна, ибо природа изначальна.                                                

По данным ООН, на Земле за период с мая 1994г. по апрель 2004г. произошло 7100 природных катастроф, погубивших более 300 тысяч человек – жертв на треть меньше, чем в предыдущее десятилетие благодаря  усовершенствованным методам предупреждения и спасения.

 *    *    *

…Духовно-нравственное состояние человечества всегда оставляет желать лучшего. Мышление и деятельность человеческого общества тесно связаны со стихиями; человек и стихии взаимодействуют постоянно. Расстройство стихий вызывается неуравновешенностью и неоправданностью  решений и мер в сфере человеческой деятельности. Нет мира и добра в сердцах людей, и стихии рвутся из берегов. Невозможно обуздать стихии, пока хаос и злоба царит на Земле, а царем этого царства выступает человек, незаконно себя на это царство короновавший…

 СТИХИЯ 2. По данным ООН, на Земле за период с мая 1994г. по апрель 2004г. произошло 7100 природных катастроф, погубивших более 300 тысяч человек – жертв на треть меньше, чем в предыдущее десятилетие благодаря  усовершенствованным методам предупреждения и спасения.

СТО. Сто тысяч евреев были расстреляны фашистами в декабре 1941 года в Бабьем Яру на окраине Киева. Затем убиенных раскапывали, обливали нефтью и сжигали. Холокост — жертвоприношение… До сих пор нет упокоения многим душам, преждевременно и насильственно разлученным с жизнью. Вздохи и стоны часто слышатся из-под земли. Зимой тревожная тишина проливает иногда звон печальных колоколов. Летом красные маки, ковром покрывающие могилы, кровавой волной боли взывают к памяти приходящих и приезжающих поклониться погибшим. Кто знает, каких врагов придумают наши потомки, каким образом научатся с ними расправляться? Какие следующие жертвы примут свою кончину в том Яру? И кто будет отвечать за такие — уничтожительные — меры?

Из человеческого опыта следует сто вариантов одного и того же ответа…

СТОЛИЦА 1. Официальных столиц за всю историю нашей страны было несколько. Многие историки утверждают, что первой столицей Руси и колыбелью российской государственности был именно Новгород, как его теперь называют, Великий Новгород. Это – город, где я родилась и выросла. Живу в Москве, но периодически навещаю Великий Новгород. Москвичам многие провинциалы завидуют, а зря. В небольшом городе путь от человека к человеку короче, чем в столице. Да и жить здесь непросто, постоянно нужно буквально сражаться за каждый уголок личного пространства. Часто думаю: как это я, чистой воды провинциалка, решилась когда-то уехать из родного города в далёкую Москву? Да, в школьные годы часто приезжала к родственникам в Москву, там же и познакомилась с будущим супругом. Всё бывает в жизни, но далеко не всё имеет серьёзные последствия. Это теперь люди легко меняют места работы и жительства, а тогда, в 1970-е годы, всё было совсем по-другому…

В САМОМ СЕРДЦЕ РОДИНЫ – IN THE HEART OF THE MOTHERLAND

 

За болотами и просторами,

За кордонами и заборами,

За воротами и затворами

Мысль моя – в самом сердце родины,

Жизнь – в Москве, в самом сердце родины,

Боль моя – в ритме сердца родины,

На тринадцатой высоте.

Почему ж ты, Великий Новгород,

Господин мой, Великий Новгород,

Мой приказчик, Великий Новгород,

Оценил меня так недорого,

Окропил меня сизым дождиком,

Проводил меня сизым пёрышком,

Отпустил меня сизым облаком,

Сизым росчерком на холсте?..

 

1 августа 2020 г.

 

МОСКВА – MOSCOW

 

Я привыкла к тебе, Москва.
Видно, ты мне пошла на пользу,
Видно, ты мне пошла навстречу,
Видно, ты мне пошла в зачёт.
Я смирилась с тобой, Москва.
Сочиняя стихи и прозу,
Я себе не противоречу,
Но сказала не всё ещё.
Я тебе говорю, Москва:
Оставляю твою занозу
В моём сердце – и с тем отмечу
Юбилей*. Стольный град прощён…

 

22 декабря 2017 г.

 

* 1948–2018 годы.

 СТРАДАНИЯ. Сколько можно страдать? Сколько можно мучиться? Сколько можно терпеть? Никто по своей воле не захотел бы терпеть и мучиться, но приходится. Страдания, испытываемые человеком из Чернобыльской зоны, — переселенцем, ликвидатором, спасателем — бывают подчас невыносимо тяжелыми. Ведь кроме физической боли и физиологического дискомфорта одолевает нравственная боль, изматывают душевные муки... Многим выпадает перенести сложные обследования и операции, предательство близких людей, высокомерие и пренебрежение циничного общества. Кощунство убивает! Многим трудно вообще доказать что-либо, так как они в свое время не смогли или не догадались правильно оформить документы. А пострадать в Чернобыле и не иметь этому подтверждений — так после нельзя заикнуться не только о каких-то заоблачных вознаграждениях, но и о более насущном. Это ли — не страдание в чистом виде?

...Если приходится заболеть, и неизлечимо, то лучше скорее умереть, чем долго мучиться. Так — милосерднее, хотя… все в руках Божьих. Страшно, но среди ликвидаторов все учащаются попытки свести собственные счеты с жизнью. Да, широка страна моя родная, много у нее территорий и пространств, много природных ресурсов и прочих богатств, много народу, но человек — не ее богатство. Раз людей много, то одного человека не жалко — пусть страдает... За десятилетия в стране сформировалось расхожее отношение к человеческой жизни и ее ценностям — так дешевле, так удобнее, так проще перекрывать беспрестанно возникающие и зияющие дыры на рубище собственной бесхозяйственности.

А что? — Вон у нас еще сколько всего!

У нас всего много.

…Сострадания только маловато.

СТРАХ 1. Страх считается очень сильной человеческой эмоцией. Каждому когда-нибудь страшно бывает, особенно когда чего-то неизвестного приходится ждать, что-то неприятное предвидеть. Если не прогнозировать будущее и не придавать значения прошлому, страху взяться неоткуда.

Прошлое — это еще куда ни шло… Страх перед Чернобылем у меня появился моментально, как только я узнала о пожаре на АЭС.

Страшно стало оттого, что было ясно — муж туда ринется непременно.

Страшно было оттого, что мне с институтской скамьи были знакомы основы ядерной физики.

Страшно оставалось оттого, что мы вообще так страшно живем…

И что же хорошего принес мне тот преждевременный страх? — Ничего. Наверное, нужно родиться деревом или камнем, чтобы ничего не бояться. Да и что может случиться с каменным деревом в каменном веке спокойствия? Камню не страшно ничего…

Многие люди, имеющие непосредственное отношение к слову «Чернобыль», когда я разговаривала с ними о Чернобыле, не всегда могли говорить со мной искренне. Некоторые из них, кто были свидетелями, участниками или пострадали в той или иной степени от катастрофы, вообще не хотели быть вполне откровенными. Они испытывали определенный страх перед тем, что сказанное ими и записанное мною, «вылезет» наружу и повредит им. Например, кто-то не рассказывает в точности о том, что было с ним на Чернобыле (где он и потерял свое здоровье), только потому, что все еще носит погоны, а в свое время давал подписку – присягнул о молчании. Кто-то не хочет выставлять себя больным и слабым; кто-то рассказывает неохотно, потому что думает, будто ему не поверят. Кому-то ворошить прошлое не хочется, чтобы начальство не раздражать, а себе – душу не бередить, кому-то и вспоминать — просто страшно…

У меня этот страх уже давно прошел.

…Когда Владимир Михайлович был еще жив, мне было страшно подумать, что будет со всеми нами; страшно было знать, что он непременно умрет; страшно было ждать неотвратимого… Зато теперь мне страшно уже другое: страшно забвение, когда все области общественного сознания охвачены разрастающейся паутиной равнодушия и лицемерия. Они как щупальца осьминога — все плотнее опутывают подвиг его жизни, увлекая в глубины небытия.

Ничего нет страшнее этого страха!

И что же хорошего принес мне тот преждевременный страх? — Ничего. Наверное, нужно родиться деревом или камнем, чтобы ничего не бояться. Да и что может случиться с каменным деревом в каменном веке спокойствия? Камню не страшно ничего…

СТРОНЦИЙ. Стронций — химический элемент второй группы системы Менделеева, щелочноземельный металл. Открыт в 1792 году. В природе встречается только в соединениях. Химически очень активен, поэтому сам металл применяется мало, в редких случаях. Чаще используются его соли, особенно в производстве красок и святящихся составов. А более эффективно его применяют в опасных производствах. Да, именно, так. Чернобыльский дракон учел и это обстоятельство:

— Конечно, ужасно люблю, когда все излучается и светится! Когда все вращается и разрушается, когда обратного хода нет! Стронций — именно МОЙ, родной посланец! Это я подбросил на Землю стронцианит, углекислый стронций, такое МОЕ семя, знал, для ЧЕГО и КОГДА оно пригодится! Какая там пиротехника, хотя и она — неплохо, и с ней можно много МОИХ дел совершить. Но только ядерные испытания и ядерные взрывы греют мою душу фейерверками цезия, стронция и плутония! Все они — мои родные и любимые губители человеческих жизней, животного мира и всей природы Земли! Мало еще всех вас давили и уничтожали мои братья-драконы — наконец-то за дело взялся я САМ!

…Чернобыльскому дракону есть и долго еще будет от чего радоваться. Именно при ядерных выбросах образуется радиоактивный изотоп, стронций-90, который представляет огромную опасность для здоровья и жизни живых организмов. Благодаря химическим свойствам, он имеет длительный период полураспада, плохо поддается разложению. На какие только меры ни пускались чернобыльцы, чтобы вывести его из организма, и по советам врачей, и по другим методикам! Результаты чаще всего оказывались плачевными. Непоправимый ущерб, нанесенный здоровью человека и природы стронцием-90, возместить нельзя ничем…

 СУД. Как говорят святые старцы, нужно хотя бы один раз в сутки — мысленно — ставить себя на суд пред Господом и умолять о помиловании, об отпущении огромного неоплатного долга… То есть, виноват-не-виноват, а проси — ведь так или иначе все равно виноват.

За то и — Чернобыль!

 *      *      *

И когда к ответу призовёт

Высший суд с пристрастием суровым –

Знай, что наступил и твой черёд

Отвечать пред ним не только словом...

 

И не списком нарочитых дел,

Приготовленным для этой встречи.

Вспомни: ты ни разу не посмел,

Даже не пытался злу перечить,

 

Как бы созидая и творя

Важные безделицы невинно,

В мире, где отравлены моря,

Степи и леса полупустынны,

 

Где опять очередной войной

Судьбы человечества разбиты,

В мире, где под Солнцем и Луной

Далеко не все бывают сыты,

 

В мире, где и до тебя дошло

Эхо от чернобыльского взрыва!

Да, тебе безумно повезло –

Ты укрылся на краю обрыва.

 

От чужого горя – далеко.

Можно ликовать и наслаждаться.

Только после – будет нелегко

Всем своим именьем оправдаться.

 

Ты умнел, да видно – не к добру,

Ты добрел, да вышло – к преступленью...

Много есть такого, что перу

Неподвластно... К счастью? К сожаленью?

 

…Высший суд! Не стоит слёзы лить.

Обещать и каяться – напрасно.

Изменить, вернуть, забыть, простить…

Приговор заслужен. Это ясно.           

                             

                              Сентябрь 1990 г., в редакции 2020 г.

 СУДЬБА 1. Судьба есть судьба, знаки подает всегда. На кривой кобыле не объедешь, на скоростной машине не проскочишь, на самолете мимо не пролетишь. Но ведь и с судьбой можно как-то поладить, правда, если она сама — не против... Судьбы многих людей, многих тысяч людей, оказались маленькими беззащитными букашками перед бульдозером Чернобыльского чудовища. Чернобыль безжалостно «проехался» по человеческим пластам, раздавил сотни и тысячи жизней. Одни он исковеркал, искромсал, укоротил, а другие догоняет, настигает и изувечивает.

Кого-то судьба хранила и хранит — благодарение такой судьбе…

 СУДЬБА 2. Александр Сергеевич Гудков по роду своей службы ранее инспектировал атомные станции, так что поездка на Чернобыльскую АЭС в мае 1986 года не была для него первой встречей с атомным объектом. Правда, раньше реакторы не взрывались. О плохом думать не хотелось, но неприятные предчувствия и опасения у Александра Сергеевича появлялись задолго до пожара. При одном только приближении к ТОМУ самому четвертому блоку, где стояли брошенные и все еще не эвакуированные пожарные машины после ТОГО, апрельского, пожара, становилось не по себе. Эти ощущения усиливались особенно при работах на четвертом блоке, а еще больше — при внезапно подступающих мыслях о ТОМ пожаре. Было страшно даже подумать, какой был ТОГДА кошмар, какой ужас царил — не дай Бог, было оказаться ТАМ!

Нет, так думать было решительно нельзя, такие мысли только притягивают к себе новые страшные события, вспоминаются и другие...

...Да и вот только что, вчера, рядом бегал и играл котенок, а сегодня идешь, видишь — уже сдох... А погода была чудная, ничего плохого не предвещала; и все было против беды, ничего не болело, не чувствовалось, не хотелось верить... И вообще в мире много чего прекрасного. И раньше было, и потом еще будет! Нет, ни за что нельзя обойти судьбу, ничем нельзя от нее откупиться. Да, про судьбу… Был еще случай: по дороге в Иванково, куда Максимчука возили на перевязку, с машиной произошла авария. Дорога была полита дезактивационным раствором, и машину закрутило на вираже. Когда Владимир Михайлович рассказывал об этом Гудкову, признался, что сегодня чуть не погибли. Видно, тогда была не судьба. Зато потом…

А дальнейшая судьба Александра Сергеевича бросила его и таких, как он, в ТОТ пожар, который им и приготовила. Судьба испытывала, проверяла, принуждала… Наверное — когда-то — судьба не откажет ему в милосердии, и вселенская справедливость того требует. И еще: должно же будет у Александра Сергеевича, наконец, наступить такое время, когда он, не спеша, обстоятельно и размеренно сам напишет о себе лично, о делах, о друзьях, о значительных событиях своей жизни, прежде всего — подробно о том ночном пожаре 23 мая 1986 года на ЧАЭС — дабы оставить свои сведения и мысли судьбам человеческим…

 СЧАСТЬЕ. Счастье вообще — когда нет большого несчастья и складно сложилась личная жизнь. Личная жизнь хрупка и капризна, личное счастье переменчиво, зависит от многих обстоятельств, но все же без стабильности жизни общества личное счастье рискует в одночасье обернуться личным горем. Конечно, вокруг могут быть войны, катастрофы, революции, бедствия, а у кого-то — личное счастье в своем шалаше, свой маленький раек, и дела нет до прочих людей, до чужого несчастья. Можно прожить и так. Однако недолго… — достанет волна, все равно достанет!

Волны Чернобыльского извержения поглотили мелкие островки и накрыли материки, всколыхнули народы и судьбы, отравили жизнь одним и лишили жизни других, а третьим — полностью разрушили оставшееся от жизни существование и лишили счастья навсегда. Хорошо, если кто-то смог или сможет еще оправиться от прямого попадания Чернобыльской бомбы в свою жизнь, сумеет собраться с силами, преодолеет потрясение и постарается заново найти свое счастье. А если не получится — удержит в памяти старое и будет счастлив этим…

…Счастье — нежный и хрупкий цветок, ему нужно тепло, солнце, влага, а главное — подходящая почва. Почва как раз имеется, только не нужно на той же почве, и рядом, и вдали, возводить Чернобыли. Цветы счастья гибнут только от одного такого слова…

                         *    *    *
Я счастлива, когда я не болею,
Еще — когда о прошлом не жалею,
Еще — когда прощаю всех легко,
Еще — когда меня не обижают,
Еще — когда мгновенно понимают,
А остальное счастье — далеко...
                                                                    Июнь 2001г.

 СЫН. Сын Виктора Никаноровича и Клавдии Федоровны Панькиных Александр Панькин умер 21 ноября 1991 года, прожив на свете только 29 лет. После возвращения из Чернобыля Александр прожил всего четыре года… Он пребывал на ликвидации аварии в Чернобыле с января по март 1987 года в качестве офицера запаса. Ему был отведен ответственный участок работ — командование взводом воинов, ранее уволенных в запас и проходивших переподготовку. А точнее, он руководил восстановлением железнодорожных путей и мостов через каналы, являющиеся частью системы охлаждения реактора. В Чернобыле оценили и использовали его опыт по строительству мостов на восточном участке сложнейшей Байкало-Амурской магистрали, на котором укладывали последнее «золотое звено». На БАМе Александр Панькин проходил действительную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, причем незадолго до Чернобыля. Подводя итоги работы на Чернобыле, командование отмечало отличную работу коллектива, организаторские и личные заслуги Александра, выполнение долга с честью. На предприятие, где он работал, на московский завод «Темп», в отдел ОГМ, было направлено благодарственное письмо.

О работах, о людях, об опасности Александр вспоминал потом: «Очки, респиратор, плотно прилегающий к шее воротник рабочей одежды во время труда создают, конечно, неудобства, но это — твое здоровье, твоя завтрашняя жизнь. И поэтому терпишь. Иной раз хочется пить, и вода рядом, а не напьешься, не та водичка… У ребят от усталости порой коленки гнутся, присесть бы отдохнуть, но... Знают они, где находятся, преодолевают усталость». С поразительной точностью вспоминал и воспроизводил обстановку, окружение — память была свежа: «…Видишь, как стоишь ты посреди деревни, кругом дома, сады с еще нераспустившейся листвой, невдалеке колодец. Все мирно, спокойно, но что-то гнетет — нигде не скрипнет калитка, не залает собака, в этом созданном для жизни уголке нет людей. Кругом — тишина, давящая, кричащая тишина…» Так о беседе со старшим инженером-механиком по холодильным и компрессорным установкам Александром Панькиным писала заводская газета «Искра» от 1 июля 1987 года в статье Н. Смирнова «Красиво он начал свою жизнь». Понятно, что автору статьи такое название подсказали факты биографии Александра и весь его красивый облик — молодого и яркого героя современности. Наверное, тогда  многие не догадывались о том, что красиво начатая и красиво раскрытая книга жизни замечательного человека окажется такой короткой… Да, Александр красиво начинал, красиво продолжал те записи в своей красивой книге — он все умел и мог, и делал это красиво. Умер он тоже красиво, не расставаясь с мечтой построить красивый дом для своих родных и близких… Посылаю привет тебе, Александр Панькин! Преклоняюсь пред твоим духом и мужеством!

Мой муж тоже всегда хотел хорошего и красивого — не для себя, а для других. Вы не могли встретиться в Чернобыле — разминулись на полгода. Но это ничего, свою лепту вы внесли сполна и — красиво. Наверное, вы не встречались и в Москве — в разных ведомствах работали, в разных районах жили, да и болеть начали по-разному. Вот умирали очень похоже… Оба умерли красиво.

                                   СЫНОВЬЯ

Жизнь и смерть — день и ночь — я как данность приемлю,
Чтоб смиряться с судьбой до конца своих дней.
…Сыновья оставляют красивую землю
И летят к небесам, вспоминая о ней…
                                                                  Сентябрь 2001г.

 ТАК… Так почему же — все-таки! — люди живут так, как если бы они были самыми первыми жителями Земли, как если бы до них никто никогда не жил, не ошибался, не воевал, не любил, не рождался? Или так, как если бы после них уже никого и ничего не было бы и не собиралось быть — то есть пусть завтра — хоть потоп?

Так было всегда?

Так будет всегда?

Так… и должно быть?

 ТАЛАНТ. Талант… Кому он нужен? Кому он дан и зачем? О, талант! У кого есть талант, у того, как правило, нет денег. Талантливые люди в основном бедны материально, а богаты духовно, и им приходится искать какие-то компромиссы для реализации своих способностей. Как же быть? Искать того, кто умен? Может, умный найдет эту нить соединения? Увы… Таланту трудно быть угодливым и доходным, а общество требует именно этого. Умный будет искать выгоды. Умный ищет и находит богатого. А у кого есть деньги, тому не нужны таланты, тем более, чужие. Получается так, что талантливые люди целиком зависят от тех, кто им выделит средства на выставки картин, развитие науки и производства, издание книг, проведение концертов — ведь призвание таланта — быть реализованным. И нужно, чтобы таланты служили для гуманизма и добра, а не для чего-то другого, для Чернобыля, например…

Кругом — одно и то же.

Кто-то имеет одно, и вовсе не обязательно, но часто — не имеет другого. Бывает так, что у кого есть здоровье, у того нет красоты; у кого хорошая семья, так плохая работа; там, где хорошая жена — плохой муж, и так далее. У кого есть власть, у того нет справедливости. И если у кого-то есть большие деньги, то он тратит их без разбору, швыряет направо и налево, а ведь мог бы распорядиться ими совсем по-другому. Так таланты и прозябают ни за что… Жаль, что в нашем мире все происходит, как в сказке «Дудочка и кувшинчик»: когда есть кувшинчик, то ягод не видно, а как только показались ягоды — так кувшинчик пропадает, и собирать ягоды уже некуда.

Так и остаются несобранными целые поляны земляники…

                                             *    *    *
    Особый талант — талант спасателей. Люди в погонах призваны спасать других людей в катастрофах и бедствиях. Пожарные и спасатели учатся этому в соответствующих заведениях, а кто-то приходит в службы спасения, уже имея такой талант. В наше стремительное время спасательский талант не может быть не востребованным, без него не может существовать мир человеческий. Хорошо ли оплачивается такой талант? — По-разному. И по сравнению с развитыми странами, меньше всего платят в России — в несколько раз меньше, чем в среднем по Европе… 

ТВОРЧЕСТВО. Творчество по своей сути духовно и созидательно. Оно усваивает наследие прошлого и развивает далее. Оно творит ценности, а не разрушает их. Творчество нельзя поставить на конвейерный поток с предварительным расчетом по извлечению выгоды из него. Техническое творчество — особое ответвление творческого дерева, в котором творчество — и средство, и целевой объект. Уж тут результаты творчества одного человека или целого коллектива имеют, как правило, самое непосредственное отношение к жизни каждого человека. Технический прогресс немыслим без технического творчества. Поэтому в процессе технического творчества на всех его стадиях необходимо пунктуальное соблюдение в полном объеме этических и гуманистических правил, законов и норм, как у врачей принято не нарушать «клятвы Гиппократа». Главное и тут, и там — не навреди. Не навредить нужно духовному и физическому миру человека, его душе, его будущему, среде его обитания.

Творчество, лишенное духовной составляющей, приводит к Чернобылю. 

ТЕЛО. Тело, полученное человеком при рождении, меняется в процессе жизни. Душа, одухотворившая тело, не всегда властна над ним…

                  ТЕЛО И ДУША

 

Тело просит иного, не того, что душа.
Их желания не совпадают.
Потому человек и страдает,
Вслух терзаясь и каясь, а молча греша.

 

Замирает душа, забиваясь в нору,
Чтобы сытое, жадное тело
Еще больше добрело, жирело,
Насыщалось на алчном житейском пиру.

 

Хоть встречаются люди, что живут для души,
И бывают такие, что живут от души,
Бытие для нас все же первично,
И лакейской натуре привычно
Унижаться, считая пинки и гроши...

                                                                                                         Декабрь 1991г.

 ТЕЛЕБАШНЯ 1. Телевизионная башня в Останкино была для своего времени передовым сооружением; она и до сих пор остаётся уникальным объектом столицы и России. Москва привыкла ею гордиться, и продолжалась такая гордость десятки лет. Всё, что происходит в стране, вещает и показывает Останкинская телебашня. Она всеми антеннами и передатчиками принимает и отражает происходящие события, дела, факты. Её историческая судьба неразрывно связана с политической жизнью нашего государства. В переломных, острых ситуациях башня содрогалась так, что вполне могла преломиться сама. Всё, что происходило с нею и вокруг неё в 1990-е годы, происходило со всеми нами. Она становилась заложницей и орудием, агрессором и жертвой одновременно.

…Случившееся в Москве в ночь с 3 на 4 октября 1993 года наверняка заранее можно было предвидеть. Так ли уж был предположителен пожар в Останкино – неизвестно, однако он всё же случился. В телецентре первоначально загорелся цокольный этаж здания. Подходы к зданию были забаррикадированы. Шесть пожарных машин сквозь пули и препятствия пробивались к цели. Опоздай пожарные хотя бы на полчаса – пламя бы ушло до третьего этажа, а там – фальшполы, тысячи проводов, а тяга – как в хорошем камине. Но огонь успел дойти, к счастью, лишь до первого этажа, и тогда к действию приступили первые бойцы, затем к пылающему комплексу АСК-3 под прикрытием двух БТР прорвалось ещё пять пожарных машин. Приступили к тушению лафетными стволами. Одна группа пожарных сумела пробиться в здание корпуса по подземному кабельному коллектору и подала три ствола от внутреннего пожарного крана навстречу распространению огня. Это спасло положение. Не потуши пожарные тот пожар в короткие сроки, сидела б тогда вся страна без Центрального телевидения – не мною подмечено! Дальнейшие события текущего дня только подтвердили важность того, что пожар в Останкино успели потушить вовремя. Внимание нужно было срочно переключать на центр столицы. Владимир Михайлович Максимчук, возглавлявший в те годы пожарную службу Москвы, сумел правильно определить позиции расстановки и точки приложения сил пожарной охраны.

Пожарным удалось справиться с огнём и в Останкино, и в Белом доме, и в мэрии.

Из пожарных никто не погиб.

Слава Богу, худшего тогда не произошло.

ТЕЛЕБАШНЯ 2. Останкинская телебашня претерпела самое тяжёлое своё испытание 27 августа 2000 года. Серьёзный пожар нанёс большой урон самому сооружению, обществу, людям. Пожар был очень сложный, затяжной, труднодоступный. Начался он днём в 15 часов 8 минут и продолжался более суток. Пожарные и весь коллектив сотрудников Останкинской телебашни сражались с огнём в полную силу. Трагичным был финал сражения. Пострадавших – в разной степени – десятки человек. Погибли двое сотрудников телецентра, Светлана Лосева и Александр Шепицын. Погиб и один из пожарных, заместитель начальника Управления Северо-Восточного округа Москвы полковник противопожарной службы Владимир Арсюков. Его я знала лично, он раньше работал вместе с Владимиром Михайловичем. Жаль мне всего этого, всех пронзительно жаль, никогда им не вернуться в эту жизнь…

Пожар развивался быстро, и вскоре дым уже окуривал стрелу башни. Вокруг стал собираться народ, пришлось выставлять милицейские посты. К вечеру события развивались активно – народу прибывало всё больше и больше, многие были с детьми. Кому-то интереснее было воочию увидеть: а не упадёт ли башня? – Неужели всё ещё мало – если не хлеба и зрелищ, так просто – зрелищ? Внутри башни было горячо и жарко. Пожарные уже давно принимали все меры, проводили тушение и аварийно-спасательные работы, совмещая их, что было в условиях планировки башни сделать очень сложно. Из описания пожара следует, что он начался на отметке 450–470 метров и получил распространение внутри телебашни по антенным фидерам и различным кабелям, которыми башня напичкана немилосердно. При температуре около 1000 градусов Цельсия началось разрушение фидеров. Горящие и плавящиеся фрагменты кусками падали вниз, способствуя распространению пламени, а рядом, по всей высоте башни идут несущие тросы, удерживающие всю конструкцию, и лифтовые шахты… При скорости распространения пламени 1 метр в минуту – два часа вверх или пять часов вниз – вся башня в его власти!

Имеющиеся в арсенале башни технические средства были использованы в первоначальный период тушения. В кратчайшие сроки было необходимо поднять наверх значительное количество первичных средств пожаротушения, прежде всего переносных огнетушителей, вес каждого из которых от 10 до 15,5 килограмма. Но как поднять их наверх? А ещё необходим специальный аварийный инструмент, а также специальные асбестовые полотна для рассечки огня, чтобы компенсировать отсутствие противопожарных преград. Наземные передвижные технические средства (подъёмники и лестницы) достают не выше 75 метров, а применить пожарную авиацию было нельзя, так как пожар происходил во внутреннем объёме телебашни. Требования безопасности не позволяют пользоваться лифтами во время пожара, тем более в таких условиях, а по внутренним лестницам один только подъём занял бы не менее трёх часов. Где взять эти часы, когда в цене минуты и секунды?

А ведь ещё и людей эвакуировать надо с разных высот и помещений.

А ещё и нельзя допустить, чтобы пожар проник в различные помещения.

А ведь ещё и команды на отключение рубильника питающих сетей от высокого начальства не поступало. Вообще – вопрос с рубильником остался самым напряжённым из всех тех вопросов, на которые хотелось бы получить ответ, да не у кого спросить.

Сложно всё оказалось, чрезвычайно сложно и некстати к выходному дню. В 17.15 на пожар прибыл руководитель Управления государственной противопожарной службы Москвы генерал-майор Леонид Коротчик. Он и принял на себя руководство тушением, которое в мирное время приравнивается к боевой операции. Начальником штаба пожаротушения был полковник Виктор Климкин. К 21 часу 27 августа огонь остановить всё ещё не удавалось, пожар быстро расползался по стволу башни и прошёл отметку ресторана «Седьмое небо». Огнём охвачено уже 350 метров башни. Что было делать пожарной охране, всем её силам и средствам, а также работникам других служб? Делать нужно всё то же: тушить пожар, спасать людей, не щадить себя. Пусть бы даже предположить, что возможен подъём по внутренней лестнице – в полной экипировке, с изолирующими противогазами, в отсутствие освещения, при повышенной температуре, с тяжёлыми огнетушителями и инструментами – то этому реально препятствовал встречный поток народа, у которого, кроме лестницы, не было других вариантов спуска вниз. Оказалось, что асбестовое полотно, необходимое для перекрытия огнедышащих отверстий и проёмов, никак нельзя поднять иначе, как технически, с помощью лифтов. Интересно, а когда проектировали и строили башню, неужели не исходили из противопожарных требований?

И если не лифты – то что же?

В начальный момент огнеборцы так и делали – поднимались к очагу на скоростных и служебных лифтах, сотрудники телебашни сопровождали пожарных, да и сами пользовались лифтами. Хрестоматийное правило: при пожаре пользоваться лифтами нельзя. А в данном случае посчитали, что другого выхода не было – без лифтов обойтись невозможно. Надёжность лифтов сомнения не вызывала и до какого-то момента оправдывала ход событий. Стихия же настаивала на другом: сила огня отменяла все понятия о надёжности техники и верности человеческих расчётов.

…Останься в живых Владимир Ильич Арсюков, он бы сам смог рассказать, как всё происходило. Но так вышло, что о нём могут рассказать только другие, да и то лишь с допустимой степенью правды. Полковник Арсюков уже несколько раз поднимался на лифте к эпицентру пожара, доставлял наверх огнетушители, выводил людей. Но этого было недостаточно. Когда было решено доставить наверх асбестовое полотно, полковник Арсюков вместе с двумя сотрудниками телебашни решение это выполнил. Кем было решено? Была одна надежда – «слетать» вверх, успеть вовремя перекрыть пути движения огненному дракону, который за эти часы горения разросся головами и крыльями! Была такая надежда: сделать дело и вернуться обратно. Но обратно – всем троим – вернуться не пришлось. Тут же – параллельно – встаёт тот самый вопрос об отключении рубильника электропитания, какой, к примеру, вставал при тушении пожара с 22 на 23 мая 1986 года на Чернобыльской АЭС… Ведь лифт мог быть приведён в движение только при наличии электропитания! И дальше – кто, чем и как рисковал, кто и кому приказывал, кто и что выключал, кто и за что ответил – тут же и впоследствии? Риторические вопросы… Как гласит уставной документ (что отмечено в официальном описании пожара), пожарные имеют право на профессиональный риск в условиях крайней необходимости, самостоятельно принимая соответствующее решение.

Каждый пожарный знает об этом.

Но практический пожарный не только знает это, он применяет это право или не применяет.

Но Останкинская телебашня – особая статья.

Но пожар в Останкино – особый случай.

Но Владимир Арсюков…

Полковник Арсюков наверняка давал себе отчёт в происходящем. Ведь он был профессионалом, понимал, что происходит. Правда, таких пожаров в его практике ещё не встречалось. Про Владимира Ильича давно и всем известно, что был совестливым и безотказным – таким его все и запомнили. Не отказался, значит… А в последний раз я виделась с ним примерно за год до его гибели на Митинском кладбище, куда он привёз семена газонной травы для Володиной могилы. Владимир Ильич очень любил землю, ему нравилось работать на даче в дни и часы отдыха. Выращивал цветы, с его лёгкой руки растения быстро приживались и хорошо росли. Мы ещё говорили с ним о том, как можно было бы помочь его дочке, которая больна от рождения и является инвалидом детства.

Больше мы никогда не увидимся, никогда… И девочка его, которой он так был бы нужен, осталась сиротой, и одной только Тане, Володиной вдове, – как одной с ней управиться? Такому-то несчастному ребёнку – да ещё и без отца остаться! Страшно… А я-то даже на похороны не сумела прийти, потому что болела тогда. Так и помню его живым… Лифт встал. Тросы лифта не выдержали высокой температурной нагрузки, оборвались, и лифт – с высоты более 200 метров – упал, упал в шахту, которую в процессе тушения затопили водой. Сверху по лифту ударил противовес. В результате кабина была значительно деформирована...

 До самого утра следующего дня ещё теплилась надежда, что люди живы. Когда лифт подняли, живых людей там не было. Наверное, каждый, кто был там, сотрудники телебашни, принимавшие участие в тушении пожарные, другие люди – все запомнили эти события со своих сторон и позиций. Акценты ставят разные, подробности описывают взаимоисключающие. Выводы и обвинения – многочисленны и диаметрально противоположны. Нарушений, нестыковок и перекосов было допущено великое множество. Руководство пожарных, руководство телебашни, руководитель следственной бригады по делу о пожаре на телебашне – все по-разному объясняли и оценивали происшедшее.

Лично мне жутко представить, что и как происходило ТАМ НА САМОМ ДЕЛЕ с теми людьми, с персоналом, с теми пожарными, многие из которых мне хорошо известны! В конце концов, пламя не пошло ниже отметки 69 метров, и пожар удалось потушить в 17 часов 30 минут 28 августа – именно тогда было сообщено о ликвидации пожара. Зеваки и зрители так и не расходились. Ночью, говорят, всё было хорошо видно. Оцепление милиции сняли ещё через сутки. В ходе тушения пожарными и спасателями было спасено и эвакуировано более трёхсот человек из обслуживающего персонала и посетителей; распространение горения на телекоммуникационное оборудование допущено не было.

С самого момента пожара перестали один за другим работать почти все программы, кроме ТНТ. Рекламные холдинги заполнили все ниши. Через неделю уже работали все каналы. В течение года восстанавливали и ремонтировали всю телебашню. Сменили все 150 тросов, удерживающих «стрелу» башни. Отмыли, очистили от сажи и копоти лестницы. Восстанавливали все четыре лифта. Обновили фидеры и антенны, отремонтировали смотровую площадку. На 70% удалось залечить все раны и трещины. Было решено выделить на ремонтно-восстановительные работы всего 52 миллиона долларов. На деле – получили 3,5 миллиона долларов. А ведь башня требует принципиально новых решений всех её вопросов и проблем. Необходимо её грамотное переоснащение. Необходимо создание новой системы пожарной безопасности, включающей создание новых постов и «рассечек» на нескольких отметках, даже размещение на одной из них пяти-шеститонного резервуара с водой. Всё требует денег и контроля. Общая тенденция эксплуатации основных фондов в стране такова, что в 2003 году, как и предвещали прогнозы специалистов, наступил пик износа основных фондов и коммуникаций производственной и непроизводственной сферы. Останкинская телебашня вспыхнула, как спичка, и разнесла эту «новость» по белу свету. Или она загорелась от стыда за свою биографию? За программы телевидения? За своих и чужих политиков? За далёкое и недавнее прошлое? За близкое будущее?

 * * *

Построили башню на том месте, где в своё время было кладбище, на котором хоронили самоубийц. Останкинская телевизионная башня – стратегический объект общества. Всё, что происходит в ней и с ней, не может находиться только в узком кругу чьего-то внимания или влияния. Здесь много всего в одном железобетонном флаконе – деньги, власть, политика. Телебашня несёт в мир телевидение – то видение, которое предлагается народу владельцами средств и идеологии массовой информации.

Августовский пожар 2000 года каждым язычком пламени, разгулявшегося в Останкино, воззвал к могучим и могущественным, к владеющим и располагающим, к отвечающим и ответственным: опомнитесь! Он заставил надолго говорить о себе, привлекая внимание всех слоёв населения и общественных структур в стране к судьбам семей погибших на этом пожаре. Долгое разбирательство с выяснением причин пожара мало что могло добавить к тому, что объяла в себе центральная телебашня России: высокая опасная концентрация её содержания и есть причина всего. Перекрёсток событий, материальных и политических интересов, крупных выгод и расчётов – не выдержал высокотемпературных интересов всех копий и стрел, в него устремлённых. Башня уцелела, но что за этим последовало? Она как была, так и осталась на том же стоять; как выполняла, так и выполняет свои функции – зеркально отражает процессы, происходящие в многомерном радиусе событий, бегущем в мир от Останкинского перекрестья.

Забыть или запомнить этот пожар?

Можно и забыть, можно сделать вид, что ничего и не было.

Ничего не горело. Никто не пострадал. Никто не погиб.

А если что и было – пустяки, так, зеркало «тележизни» слегка закоптилась…

В закопчённом зеркале того пожара в Останкино при желании каждый мог разглядеть маску собственного отражения. Да и сама-то башня долгое время выглядела далеко не красавицей, особенно при вечернем освещении прожекторами, выглядела, как обгоревшая спичка. Черно у неё внутри, черно и снаружи… Татьяна Венедиктовна Арсюкова рассказывала, что читала «Уголовное дело по факту гибели людей во время тушения пожара в башне Останкино», возбуждённое Генеральной прокуратурой РФ. Оно состоит из 70 томов. Многое узнала из того, о чём не догадывалась раньше. Отметила также, что указаны две версии как причины возникновения пожара: первая – аномальные явления, вторая – прямой поджог. Экспертизу проводили несколько экспертных институтов. Татьяна сама занималась проектированием и строительством телевизионных башен и объектов связи в течение 17 лет, так что многие вещи и нюансы по части вероятности чрезвычайных происшествий на подобных объектах ей хорошо известны. Телебашня была построена в 1967 году. 30 лет башня отстояла. К 1998 году решили поменять кабели, заменить оборудование. Начали реконструкцию коммуникаций, в процессе которой негорючие материалы заменили на горючие, что никак не усиливало противопожарную безопасность – напротив… Мотивы – экономия, наверное… К 1999 году закончили работы, и тут – в 2000 году – пожар. В комиссию, принимающую объект после ремонта, несомненно, входили и пожарные. Другие подробности до сих пор взывают к совести руководителей, ответственных за случившееся. Но круг замкнулся, и трое погибших 27 августа 2000 года, включая полковника Арсюкова, остались внутри него. Остальные успели выйти вон.

С той поры прошло ровно двадцать лет. А за эти годы… Постановлением Правительства Москвы от 14.11.2000 г. № 882 73-й пожарно-спасательной части ФПС России присвоено имя кавалера ордена Мужества полковника внутренней службы В.И. Арсюкова. На здании московской школы № 709, в которой учился В. Арсюков, установлена памятная доска. В школе создана посвящённая герою экспозиция. В 2015 году в торжественной обстановке на территории Останкинского телецентра открыта памятная доска, посвящённая подвигу Владимира Ильича Арсюкова, Светланы Валерьевны Лосевой и Александра Васильевича Шипилина. Ежегодно в августе проводится Открытый чемпионат Москвы по боевому развёртыванию, посвящённый памяти пожарных и спасателей, погибших при исполнении служебного долга.

ТЕАТР. «Синяя птица с опалёнными крыльями» – так называется спектакль-притча, поставленный в Москве детским подростковым театром «Свет» 25 мая 1991 года. Спектакль представляет из себя художественный вымысел, основанный на документальных событиях, происшедших на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и последствиях этой катастрофы, отразившейся на детях, оказавшихся в зоне радиоактивного поражения. В сценарии использованы персонажи трёх известных пьес-сказок М. Метерлинка «Синяя птица», Я. Корчака «Король Матиуш Первый» и Д. Барри «Питер Пэн», а также музыка П. Габриэла. Сюжет берёт начало в одной из больничных палат, в которой находятся дети, получившие радиоактивное облучение, заканчивается там же, в той же палате. С помощью волшебства феи, пришедшей к самой больной, умирающей девочке, дети переносятся сначала во Францию, где было открыто радиоактивное излучение и создано учение о радиоактивности в 1898 году, затем в Японию, жестоко пострадавшую от атомных бомбардировок в 1945 году, и наконец – в зону отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Во время этого нелёгкого путешествия-сна дети трансформируются в сказочных героев, а в конце – попадают в свою же больничную палату, уже обогащённые новыми, очень важными знаниями. Помогут ли им эти знания? К сожалению, самая больная девочка умирает, и фея забирает её к себе, оставляя других детей выздоравливать и учиться выживать в нашем мире. Эта развязка – предупреждение взрослым об их ответственности перед своими детьми, перед новыми поколениями людей, перед теми научными открытиями, последствия которых учёные не в состоянии проконтролировать.

Сценарий написан Владимиром Георгиевичем Егоровым, актёром, режиссёром, театральным педагогом, при участии Александра Евгеньевича Кулагина. Режиссёр-постановщик – Владимир Георгиевич Егоров, ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ассистент кинооператора съёмочной группы Александра Тычкова; находился в районе ЧАЭС с 18 июля до 14 августа 1986 года.

Дети играют спектакль – дети делают то, что многим взрослым не под силу…

ОТЗЫВ О СПЕКТАКЛЕ

«12 февраля 2012 года, в Доме кино, мне довелось побывать на спектакле “Синяя птица с опалёнными крыльями” детского подросткового театра “Свет” под руководством режиссера В.Г. Егорова. Предварительно мне было уже кое-что известно: что премьера состоялась ещё в 1991 году, что автор сценария и режиссёр – реальный участник чернобыльских событий, что сам спектакль посвящён Чернобыльской катастрофе, а его современная интерпретация уже выдержала несколько показов в Москве на других площадках. Не буду подробно описывать само действие, но ограничусь передачей своих впечатлений от увиденного.

С самого начала заворожила серьёзность и концентрированность каждого актёра на сцене, – а ведь это непрофессиональный, к тому же детский театр. С каким пониманием отнеслись юные актёры к содержанию! С первых минут спектакля в зал был “запрокинут мост”, по которому начал происходить обмен мыслями, реакциями, переживаниями… Дети раскрывали взрослым, сидящим в зале, чудовищную правду о взрыве на АЭС и её зловещих последствиях. От этого становилось жутко… Многочисленные обращения героев спектакля к нам, своим непосредственным зрителям, только обостряли поставленные вопросы: “Может ли человек так вольно и безнаказанно обращаться со стихией и с живущими на этой Земле? Кто ответит за роковые ошибки?”

Спектакль-притча, спектакль-размышление, спектакль-диалог. Как много произошло за эти 40 минут… По окончании народ не расходился, и как естественное продолжение, прямо в зале последовало обсуждение спектакля: актёры вышли на сцену и сели перед зрителями – обычные школьники. Или не совсем обычные?..

Всем известно, что формирование личности зависит во многом от полученного воспитания. Искусство и культура в целом – наиважнейший фактор воспитания не только молодёжи, но и всей нации. Мне кажется, спектакль “Синяя птица с опалёнными крыльями” стал для каждого из участников в какой-то мере определяющим этапом процесса становления личности, своеобразным камертоном, с чистотой которого юные актёры смогут соизмерять свои дальнейшие поступки. Огромная роль в самой идее сценического воплощения столь необычной пьесы, конечно, принадлежит актёру и режиссёру В.Г. Егорову – энтузиасту, патриоту, профессионалу своего дела и человеку слова. Только благодаря его настойчивости и трудолюбию стало возможным реализовать замысел в наши дни, когда тема Чернобыля считается уже пройденной и несовременной. И как здорово, что спектакль нашёл не только успех у публики, но и общественный резонанс.

Совсем недавно я с радостью узнала о том, что спектакль “Синяя птица с опалёнными крыльями” стал лауреатом на фестивале “Чернобыльская звезда”. Я от души поздравляю коллектив театра и В.Г. Егорова лично и желаю новых побед, а главное, возможности творить и говорить людям правду».

Мария Владимировна Максимчук, дирижёр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, приглашённый дирижёр Государственного академического Большого театра России, преподаватель дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 30 апреля 2012 г.

  ТЕМА. Гармоничное сочетание ума и сердца, разума и души, материи и духа — трудная тема для изложения, трудна она и для реальной жизни. Да вот и Чернобыль — разве у него другая тема?

                      ТЕМА

 

Приятно иногда сойти с ума,
Чтоб всякий раз войти в него, помедлив...
Да что и разум? Разум привередлив,
Хотя и у него достоинств тьма.

 

Не так-то просто их пересчитать,
Когда вращаешься на той орбите,
Что за пределами его — скорбите:
Достоинств много — больше может стать!

 

...Но вот сойти с души... С души сойти...
Какие же расчеты или сферы
Оценят снисхожденье! Есть примеры?
А как длинны и как трудны пути

 

Развития духовного пласта,
Вхождения в верховные отсеки...
О, да! Всего хватает в человеке,
И выбранная тема — не проста!

 

И выбранная тема — хороша:
Подвижный, словно рыбка в водоеме,
Надеюсь, разум не пребудет в дреме
И не сойдет с орбиты на подъеме,
Когда ему откроется душа!
                                                       

    Январь 1995г.

 ТЕРРОРИЗМ. Как известно, общепринятого юридического определения терроризма не существует. Но люди и без определения знают, что это такое. Полувековой терроризм США против Кубы не кончается и по сей день, напротив – терроризм стал «модным». Агрессия терроризма в настоящее время, как никогда прежде, поставила все службы реагирования на всей планете по стойке «смирно». Люди привыкли к состоянию боязни крови и смерти — в отсутствие официальной войны. Люди привыкли к новостям, соревнующимся между собой в жестокости. Люди привыкли к формуле: насилие в ответ на насилие. Терроризм превратился в реальный жизненный фактор в России, в США, во Франции, в Италии, в Испании и многих других странах. Он стал международным правящим кланом, распоряжающимся и управляющим всеми мировыми процессами. Террористические акции разрабатываются и готовятся не менее тщательно, чем планы мировых войн. Вожди террора — циничные и расчетливые люди; террор для них — чистый бизнес, какой бы идеологией они ни прикрывались. Внутренние законодательства большинства стран не предусматривают особых мер по этим вопросам, международное — грешит массой изъянов.

Мир оказался беззащитным перед обвалом террора.

Самолет в руках террористов — это страшно.

Атомная станция в руках террористов — это ужасно.

Шар земной в руках террористов — это конец!

                     ТЕРРОРИСТЫ

 

Оставьте детей! Отведите в сторонку,
Пусть лучше не смотрят, как кровь потечет.
А книжку мою передайте ребенку —
Она не нужна вам, а мальчик прочтет.

 

Не троньте людей, отпустите на волю,
В заложники лучше возьмите меня –
Смиряюсь заранее с горестной долей,
Прощаюсь с лучом уходящего дня…

 

…Ну, где ваши бомбы, скажите на милость?
Вам деньги нужны или что-то еще?
Я стою так дорого — вам и не снилось –
Могу предложить самый точный расчет…

Не верите? — Зря… Вы — борцы за идею?
А в чем же идея? — Могу помолчать…
Могу задержаться. Могу и скорее,
Но нет моих сил, чтобы громко кричать,

 

Как больно! Не выдержу… Дети остались?
Все живы-здоровы? Господь вас простит…
Что, хищники? Вы в этот раз просчитались!
Так нет самолета? Напрасно старались!
…Прощайте! …За мной уже Ангел летит…

 

                                                       Август 2001г.

ТЕХНИКА. Техника, которая с каждым годом и месяцем становится совершеннее, окружает нашу жизнь все более плотным кольцом. Промышленная, военная, исследовательская, транспортная, организационная, бытовая техника — без нее мы как без рук, без ног и без… головы. Она берет на себя наши заботы и проблемы, а мы за это должны отдавать ей дань зависимости. Одни ее разрабатывают, другие изготовляют, третьи эксплуатируют. Пишем и изучаем инструкции, проводим испытания, производим ее, работаем с ней, но целиком подчинить себе не можем — не дано… Скорее, происходит обратное, и техника уже давно властно подчинила себе человека.

Двадцатый век — век техники и технического прогресса, вот именно — технического, а не духовного.

Все худшие технократические тенденции подвели нас в этом веке к такой опасной границе, к какой раньше — без той самой техники — пешком мы не пришли бы никогда. И к границе этой подошел не живой человек, а «полуживой», но агрессивный автомат. Политики прочно «прибрали к рукам» технический прогресс, используя его главным козырем в борьбе за власть: автоматами можно легко манипулировать – достаточно задать программу.

Если не сумеем остановить технократический путь развития, погибнем, как погибали все предыдущие высокие цивилизации, и это — закономерно. Увы…